Адрес

115088, г.Москва,
2-ой Южнопортовый проезд, д.35

Телефон

(495)710-08-19

Факс

(495)710-08-50

Schwarzkopf. Голова — всему начало

Мы продолжаем серию публикаций о крупнейших партнерах Delfin Group. В новом выпуске серии — рассказ об еще одном гиганте парфюмерно-косметической индустрии, присоединившемся к нашей программе контрактного производства — Schwarzkopf & Henkel.

Уже больше века парфюмерно-косметическая продукция с силуэтом черной головы на этикетке радует представителей обоих полов своим неизменно высоким качеством.

А ведь в самом конце XIX века химику Ханцу Шварцкопфу в его маленькой берлинской аптеке на Passauer Strasse вряд ли представлялось возможным, что его скромные начинания со временем воплотятся в один из самых знаменитых и узнаваемых мировых брендов.

Предприимчивый немец

История компании Schwarzkopf начинается в столице Германии в 1898 году — молодой химик Ханс приобретает аптеку и открывает в ней парфюмерную секцию. Духи в то время были настоящим предметом роскоши, но среди опрятных, аккуратных и педантичных немцев предметом чрезвычайно популярным.

Дела шли довольно успешно — продукция «Магазина красок, лекарств и косметики» (так Шварцкопф назвал свою небольшую аптекарскую лавку) пользовалась успехом. Однако химик понимал, что для выхода на новый уровень, ему нужно что-то принципиально новое и, как выразились бы сейчас, инновационное.

Судьба сама вложила в его руки шанс. Однажды в магазинчик зашла некая состоятельная фрау, которая обратилась к предприимчивому немцу с судьбоносной просьбой — сделать ей удобные маленькие пакетики с порошком для мыться волос, наподобие тех, которые она недавно купила в Англии. По словам женщины, это изобретение было чрезвычайно удобно в обращении. И в случае, если аптекарь сделает что-то подобное, она обещала приобретать это средство на постоянной основе. Надо сказать, что в то время вся просвещенная Европа мыла голову золой и мылом, оставлявшими на волосах неприятный белый налет. И лишь самые обеспеченные европейцы могли позволить себе в качестве моющего средства дорогостоящие масла.

Сделать подобный моющий порошок в «удобной таре» для двадцатидевятилетнего химика не составило труда. Но, в отличие от беспечных британцев, Ханс не собирался продавать свое чудо-средство в обезличенной упаковке. Почуяв немалую прибыль, берлинский аптекарь действует по всем правилам современного маркетинга: в 1903 году он патентует свое моющее средство, создает для него запоминающийся логотип (та самая черная голова, schwarz kopf — с немецкого так буквально и переводится) и придумывает рекламный слоган — «Только лучшее для ваших волос!»

Лед тронулся...

Порошок для мытья волос с ароматом фиалки, получивший в народе название «шампунь» (английское заимствование, пришедшее в обиход жителей Альбиона из колониальной Индии: в переводе с хинди «shampo» — «массажировать», «растирать»), несмотря на свою баснословную по тем временам стоимость — двадцать пфеннигов, стремительно завоевывает популярность. Уже через год после начала активных продаж шампуня им мыли голову не только немцы, но и благополучные жители Российской Империи и Королевства Нидерландов.

Ханс Шварцкопф, поняв, что наткнулся на золотую жилу, полностью оставляет аптечный бизнес и целиком посвящает себя развитию своего детища.

В 1904 году он строит в Берлине свой первый завод, куда из крохотной комнатушки и переезжает все его производство. Но спрос по-прежнему значительно превышает предложение, и спустя четыре года успешный немец запускает свою вторую фабрику в столице Германии на Schönhauser Allee.

Дело приобретало нешуточные обороты...

Пенно-моющая монополия

Одной из главных составляющих успеха герра Шварцкопфа было то, что средствами для мытья волос на тот момент толком никто не занимался. Таким образом, к началу Первой мировой войны Ханс, корпящий над все более разнообразными составами своих шампуней, становится, по сути, монополистом рынка.

Всего несколько лет спустя после появления первого моющего средства с силуэтом черной головы на этикетке, господин Шварцкопф значительно расширяет ассортимент своей продукции. В ее составе появляются новые компоненты, целебные травы, всевозможные ароматизаторы и пр. Помимо уже упомянутого фиалкового шампуня на берлинских прилавках начинают красоваться упаковки с березовым, ромашковым, травяным, желтковым моющими средствами, а также экзотические виды вроде «кислородного», «с вытяжками смол», «ланолинового» и «серного».

Именно благодаря предприимчивому немцу в составе шампуня впервые появляются пантенол и миндальное масло — на сегодняшний день классические ингредиенты средств по уходу за волосами.

Ханс все больше и больше работает. Косметическую махину, запущенную им, казалось, уже ничто не остановит. Однако вынужденную передышку химик-новатор, все-таки, вынужден был сделать — в 1-ую мировую ни немцам, ни их европейским соседям было не до красивых волос. Производство пришлось на время приостановить.

После войны детище Шварцкопфа возрождается подобно мифическому фениксу. В 1919 году Ханс повторно (и очень успешно) продвигает на рынок широкий ассортимент своих моющих средств для волос под названием «Schaumpon». Компания довольно быстро выходит на довоенные объемы производства.

Продукция химика-новатора снова пользуется колоссальным спросом у европейцев: редкий немец не моет голову шампунем от Ханса Шварцкопфа. Но в феврале 1921 года случается трагедия — 47-летний основатель компании умирает от сердечного приступа.

Новая эпоха

Управление предприятием переходит в руки супруги Ханса — Марты Щварцкопф и их старшему сыну Хансу Шварцкопфу-младшему. Под их чутким руководством Schwarzkopf в кратчайшие сроки достигает статуса парфюмерно-косметического гиганта.

В 1927 году компания совершает очередной прорыв на рынке — Щварцкопф-мл. выпускает первый в мире жидкий шампунь. Продукт производит фурор — в отличие от своего порошкового предтечи, он обладал целым рядом преимуществ: не вызывал аллергические реакции, лучше пенился (а стало быть и мыл), его было проще дозировать и пр.

К концу года Schwarzkopf уже могла порадовать потребителей несколькими видами своего жидкого косметического чуда.

В том же 27-м Ханс и Марта создают «Иститут по уходу за волосами» — первый в Берлине центр профессиональной подготовки парикмахеров.

В 1928 году очередная инновация — компания патентует первый в мире кондиционер для волос Schwarzkopf Haarglanz («Сила блеска Schwarzkopf»).

Компания строит новые заводские комплексы и повсеместно по Европе открывает свои представительства.

Следующим «веским словом» зарождающегося косметического гиганта стал прототип всех современных моющих средств для головы — первый в мире бесщелочный шампунь Onalkali, выпущенный в 1933 году.

Бренд за брендом...

Вся дальнейшая история компании — это череда создания успешных брендов, ставших синонимом понятий «немецкое качество» и «успешное маркетинговое решение».

После Второй мировой войны в моду входят ниспадающие вьющиеся пряди и европейки начинают делать перманентную завивку.

В 1947 году Schwarzkopf выпускает новинку, идеально соответствующую этому увлечению — первое в мире средство для «холодной» завивки волос Onaltherma. До того момента все модницы подвергали себя регулярной экзекуции под названием «горячая завивка», когда локоны нагреваются до температуры 100° С. Стоит ли говорить о том, что Onaltherma буквально сметалась с прилавков магазинов?

1949 год — первый кремообразный шампунь Schauma в тюбиках, ставший, без преувеличения, самым популярным шампунем в истории. В Германии и в близлежащих германоговорящих странах слово Schauma и слово «шампунь» становятся синонимами.

Спустя шесть лет (в 1955-м) на волне популярности рок-н-ролла и свинга становятся модными «набриолиненные» волосы: Schwarzkopf позиционирует новый революционный продукт — Taft (жидкая сетка для волос). По легенде лак получил такое название за звук, который издается спреем при распылении — «тпф-ффт». Это имя также становится нарицательным, а производный от него глагол taften с тех пор обозначает «фиксирование прически с помощью лака».

В 60-е, в эпоху хиппи и увлечения психоделикой, модная молодежь начинает играть с цветом своих волос. Маркетологи немецкого косметического концерна снова оказываются «на коне» — в продажу выходит профессиональная серия красок для волос Igora Royal, заслужившая всеобщее признание и любовь в мире красоты и стиля. К концу десятилетия также появляется Igora Toning — первая в Европе тонирующая пена для волос. Теперь для придания волосам того или иного оттенка не обязательно было идти к парикмахеру. Кстати, спустя еще тридцать лет, в 1991 году, знаменитую серию Igora дополнят краски, разработанные на основе натуральных компонентов Igora Botanic — таким образом Schwarzkopf ответит на чаяния наиболее прогрессивной европейской общественности, воплощающей «зеленые» идеалы.

В дальнейшем компания воплощает в жизнь еще несколько крупных инновационных проектов. Так, в 1972 году концерн представляет «метод Schwarzkopf» — системный подход к имиджу клиента, предполагающий полный комплекс стилистических услуг от консультации по завивке волос и подборке необходимых средств, до разработки технологий и концепта под каждый конкретно взятый случай.

В 1980 году компания одной из первых крупных производителей отказывается от использования в производстве аэрозольных распылителей, разрушающих озоновый слой атмосферы, и модифицирует всю свою товарную линейку в соответствии с самыми передовыми международными экологическими стандартами.

Go East

В конце 70-х Schwarzkopf, полностью покорившая западного потребителя, обращает свои взгляды на Восток.

Знаковым (если не сказать феноменальным) становится прорыв компании на советский рынок. В 1978-1980 гг. в Советском Союзе, на фабриках «Свобода», «Латвбытхим» и промышленной площадке в Краснодаре было налажено контрактное производство продукции немецкого предприятия. В частности, на латвийском заводе, ныне входящем в состав европейского отделения Delfin Group производилась продукция торговой марки Taft.

Уже после разпада СССР, в 1994 году, в Москве регистрируется АОЗТ «Шварцкопф». А в 2002-м в столице открывается Академия международного стандарта (ASK Schwarzkopf Professional) — тренинг-центр для специалистов по моде и стилю.

Рождение Колосса

В 1995 году происходит судьбоносное слияние крупнейших немецких компаний Schwarzkopf и Henkel. Таким образом, в Европе появляется крупнейший концерн-производитель парфюмерно-косметических средств... Но об этом — в наших следующих публикациях.


Политика в отношении обрабоки персональных данных